Наша компания находится в пригороде Екатеринбурга, г. Березовский
Отправляем товар транспортными компаниями по всему миру
Доставка до ТК бесплатно!

8 (800) 555-74-73 (доб. 1)

Заказать звонок
0 Корзина 0 руб
Каталог

Древесина для судостроения

Дерево на протяжении веков было известным и ценным материалом, который использовался, среди прочего, для изготовления лодок. Какая порода древесины лучше всего подходит для этой цели и каким параметрам она должна соответствовать?

Параметры судостроительной древесины

В судостроении, искусстве строительства лодок, древесина использовалась с незапамятных времен. Уже в древности египтяне строили корабли из дерева.

Корабли и яхты в прошлом веке изготавливались из цельного массива дерева, порезанного на доски. Позже легкие лодки стали делать из фанеры. Материал выбирался в зависимости от назначения лодки и вод, по которым ей предстояло плавать.

Древесина, пригодная для изготовления лодок, должна быть устойчивой к вредным внешним факторам, в том числе: выдерживать пребывание в соленой и пресной воде, быть стойкой к появлению грибков и вредителей древесины. Она должна иметь высокую гибкостью и прочность. Древесина, используемая в качестве палубных досок, должна обладать высокой устойчивостью к истиранию.

Корабли нельзя строить из хрупкой древесины, которая трудно поддается механической обработке и подвержена развитию микроорганизмов. Еще одним ограничением является чрезмерная расширяемость, изменение размеров, под воздействием изменяющейся влажности.

Лучшие породы для судостроения

При строительстве кораблей, особенно яхт, наиболее распространенной породой древесины является экзотическое красное дерево. Его можно использовать для изготовления обшивки корпуса или внутренней части лодки. Эта древесина легко поддается обработке, не имеет зерен, относительно мягкая и очень эстетичная. Она имеет среднюю плотность около 540 кг/м3 при относительной влажности 12%. Красное дерево устойчиво к гниению, за ним легко ухаживать и красить, оно очень прочное.

Классическое красное дерево родом из Вест-Индии, но все чаще используется красное дерево из Гондураса и Тобаго. Его недостатком является, к сожалению, высокая цена.

Настоящее красное дерево можно заменить более дешевыми аналогами, например, африканским красным деревом, имеющим аналогичные характеристики. В нашей стране наиболее часто покупаемым африканским красным деревом являются в основном сапеле, сипо, косипо и акажу.

Тик, то есть бирманский тик, очень популярен и отличается высокой устойчивостью к морским условиям, грибкам и насекомым, он маслянистый, не трескается и долго сахраняет свежий окрас (на нем может образоваться лишь нежная патина). Благодаря высокой стойкости и твердости его применяют для устройства настилов.

Тиковая древесина в Южной Азии распространена в природе и на плантациях. Тик с плантаций сучковатый, поэтому его в основном используют в строительстве. Кроме того, он определенно менее долговечен.

Корпус лодки может быть изготовлен из кедра — хвойного дерева, произрастающего в северной Африке и Азии. Древесина кедра обладает высокой устойчивостью к гниению, но, к сожалению, очень дорога. Бразильский кедр и канадский кедр обладают схожими свойствами.

На четвертом месте среди материалов для судостроения находится древесина самбы из Африки, которая легче кедра, но имеет схожие свойства. Она не впитывает воду и легко обрабатывается, устойчива к сухой гнили и относительно дешева.

Среди отечественных пород древесины для судостроения лучше всего подходит дуб. Эта древесина имеет хорошие механические свойства и обладает высокой устойчивостью к гниению и вредителям. Многие североевропейские корабли были построены из дуба и использовались до 150 лет.

Существует три вида корабельного дуба: черешчатый, сидячий и красный. Это сердцевинные породы с кольцевисто-сосудистой древесиной. Заболонь узкая, шириной 2-5 см, желтовато-белая. Цвет ядра от светло-коричневого до темно-коричневого. Ствол дерева прямой, стреловидный, высотой около 50 метров, диаметром 100 см.

Ветвление слабое и очень нерегулярное. Удельный вес сухой древесины составляет 0,39 г/см3, влажной древесины – 1,16 г/см3. Древесина обычно прямоволокнистая, довольно тяжелая и легко раскалывается. Его относительно легко разрезать и гнуть. Подходит для резьбы по дереву. Полировать сложно, но клеится и окрашивается хорошо.

Погруженный в воду на срок от нескольких десятков до нескольких сотен лет, он постепенно темнеет и становится почти черным. Древесина с мелким зерном подходит для изготовления корпусов кораблей.

Лодки и яхты также делают из ясеня, представителя семейства оливковых деревьев. Древесина ясеня твердая, гибкая и тяжелая, поэтому из нее можно делать гнутые элементы на корабле.

Ель обыкновенная. Хвойное дерево с прямым, полным стволом. Высота 44-50м, диаметр ствола 42см. Вес сухой древесины составляет 0,30 г/см3, влажной древесины – 0,74 г/см3. Вид с неокрашенной сердцевиной. Древесина белая, иногда желтоватая, слегка блестящая. Он мягкий и легко расщепляется.

Обработку затрудняют многочисленные твердые сучки. Усадка не очень большая. Красит хорошо, но полирует плохо. Подходит для палуб и лонжеронов, может использоваться для различных типов гнутых элементов.

Сосна. Это хвойное дерево, высота ствола до 48м и диаметр до 100см. Сердцевинная порода. Удельный вес сухой древесины составляет 0,30 г/см3, влажной древесины – 0,70 г/см3. После срезки сердцевина мало чем отличается от заболони, но затем значительно темнеет. Заболонь желтовато-белая, сердцевина розовая, красная или коричнево-красная.

Древесина легко раскалывается, с ней легко работать, но она не очень гибкая. Средняя усадка. Красится хорошо, но полируется плохо. Подходит для изготовления килей, для покрытия корпуса не рекомендуется, поскольку эта порода быстро образует трещины, что приводит к отслоению краски.

Береза.  Существует два вида березы – железистая и пушистая. Листопадное дерево, обычно с прямым стволом, доходящим до вершины кроны. Ветви расположены неравномерно. Высота ствола до 30м, диаметр 70см. Удельный вес сухой древесины составляет 0,46 г/см3, влажной древесины – 0,95 г/см3. Это порода дерева без сердцевины, с однородной, компактной структурой, белого цвета со светло-розовым или красным оттенком.

Древесина средней твердости, средней тяжести и средней раскалываемости. Легко режется и сгибается, при обработке паром становится серой. Береза хорошо тонируется и полируется, легко пропитывается. Используется в основном в виде фанеры, для внутренней обшивки судна.

Существует три вида грецкого ореха: собственно грецкий, черный и серый. Достаточно низкий ствол переходит в сильно развитые ветви и ответвления. Высота дерева до 25 м, диаметр ствола до 80 см. Сердцевинная порода. Твердая, среднетяжелая древесина, легко раскалывается, с относительно высокой усадкой.

Простая механическая обработка – строгание и шлифовка позволяет получить идеально гладкую поверхность, подходит для резьбы по дереву. Грецкий орех хорошо пропитывается, окрашивается и склеивается, но при использовании щелочных клеев остаются пятна. Древесина идеально подходит для внутренних деталей и обшивки корпуса. Палубные надстройки в современных яхтах могут быть выполнены целиком из ореха.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
10 + ? = 14
Введите капчу*