Наша компания находится в пригороде Екатеринбурга, г. Березовский
Отправляем товар транспортными компаниями по всему миру
Доставка до ТК бесплатно!

8 (800) 555-74-73 (доб. 1)

Заказать звонок
0 Корзина 0 руб
Каталог

Как обрабатывать древесину для создания деревянных элементов с эффектом патинирования

Работа с массивом для патинирования начинается с правильного отбора заготовки. Наиболее подходящими считаются лиственница, сосна, ясень и дуб. Их пористая структура позволяет добиться выраженного текстурного контраста при обработке. Влажность должна быть в пределах 8–10%. Более сырые образцы склонны к растрескиванию после финишной отделки.

Механическая подготовка включает строгание до чистовой плоскости с допуском по отклонению не более 0,5 мм на метр. После этого поверхность шлифуется вручную или машиной с абразивами зернистостью от P120 до P180. Для сосны и ели допустимо завершать шлифование на P150 — более мелкая зернистость может сгладить волокна и ослабить визуальный эффект после патинирования.

Создание эффекта состаренного массива обычно выполняется несколькими методами. Самый простой и часто применяемый — браширование. Для этого используется щётка с металлической или нейлоновой щетиной, закреплённая на дрели или шлифовальной машине. Браширование выполняется вдоль волокон при скорости вращения 1000–1500 об/мин. Глубина обработки регулируется усилием нажима. Мягкие волокна удаляются, а твёрдые остаются, создавая рельеф.

Чтобы усилить выразительность, после браширования поверхность обжигается газовой горелкой. Температура пламени должна быть в пределах 600–800 °C. Обжиг ведётся равномерными движениями, не задерживаясь в одной точке. Поверхность приобретает насыщенный контур, подчёркиваются годовые кольца. Излишки нагара после обжига удаляются щёткой средней жёсткости или абразивной губкой.

Альтернативой может служить молотковая патина. Здесь используются кованые цепи, гвозди, болты и другие металлические предметы. Поверхность обрабатывается ударами без соблюдения рисунка. Глубина вмятин варьируется от 0,5 до 2 мм. Такой метод применим для декоративных панелей, мебели в стиле кантри или рустик.

В случае применения химической обработки можно использовать морилки с оксидом железа. Домашний состав получают настаиванием стальной ваты в уксусе 7% концентрации в течение 2–3 суток. Полученной жидкостью покрывают древесину, после чего та темнеет в зависимости от содержания танинов. Дуб даёт интенсивный серо-коричневый цвет, ясень — серый. После высыхания нужно пройтись абразивной губкой для выявления рисунка.

Существует способ с тонирующей патиной на восковой основе. Подходит для финишного эффекта, когда уже проведены механические этапы. Состав наносится кистью или тканью, выдерживается до 20 минут, затем располировывается. Он проникает в углубления, делая их темнее, а на выпуклостях остаётся минимально. Воск может содержать графит или пигмент — оттенки от слоновой кости до тёмного угля.

Классическим вариантом считается комбинирование шлифовки, браширования и тонирования. После начальной механической обработки поверхность слегка осветляется отбеливателем. Концентрация раствора — 3–6% перекиси водорода. Через 30 минут наносят морилку на спиртовой или водной основе. Излишки удаляют губкой или ветошью. Сухая поверхность покрывается воском или лаком. Лак выбирается матовый с глянцем не выше 10 единиц по шкале GU.

Толщина слоёв финишного покрытия при работе с лаком не должна превышать 80 мкм на каждом этапе. Первый слой шлифуется абразивом P320, второй — P400. Для помещений с повышенной влажностью применяют полиуретановый лак, устойчивый к конденсату. Для сухих помещений подойдёт шеллаковый или акриловый вариант.

Щётки для браширования различаются по степени жёсткости. Для мягких пород берут латунную проволоку 0,2–0,3 мм толщиной. Для твёрдых — сталь 0,35–0,5 мм. Продолжительность обработки одной доски длиной 1 метр составляет 3–5 минут. Обработка ведётся в одно направление, не более трёх проходов, чтобы не разрушить волокна.

Пигментированные составы для патинирования выпускаются на водной, масляной и восковой основах. В случае с водными — требуется межслойная сушка не менее 2 часов при температуре +20 °C. Восковые составы дают более тёплый оттенок, но не выдерживают термических нагрузок выше 45 °C, поэтому не используются на кухонных фасадах и столешницах.

Для сохранения эффекта состаренной фактуры не применяются грунты с заполняющими свойствами. Они сглаживают рельеф, скрывая структуру волокон. Лучше использовать праймер на акриловой основе с сухим остатком до 20%. Он не забивает текстуру и обеспечивает хорошее сцепление.

При необходимости создания эффекта выцветания можно применить сухую кисть с белой акриловой краской. Кисть макается в состав, затем почти полностью вытирается о тряпку, и лёгкими касаниями проводится по выпуклым частям поверхности. Приём даёт лёгкую дымку и усиливает иллюзию выгоревшей поверхности.

Древесина, прошедшая патинирование, требует ухода. Не используются спиртовые чистящие средства и абразивные губки. Для очистки применяют слегка влажную ткань или средства на основе воска. Допустима периодическая повторная полировка — не чаще одного раза в 6 месяцев.

Для рам, карнизов, дверей и декоративных балок рекомендуются составы на базе масла с натуральными пигментами. Они впитываются на глубину до 1,5 мм, не образуя плёнки. Такие изделия легче реставрировать без повторного шлифования. Срок службы до обновления — 5–7 лет.

Эффект седины получают с применением морилки на спирту цвета серого дуба или гикори. Дополнительно используют белую патину и сухую растушёвку по выступам. При этом перед нанесением финиша поверхность должна быть полностью сухой. Остаточная влажность после патинирования не должна превышать 10%.

В работе с сосной при желании сохранить натуральный цвет с лёгким затемнением подходит техника протирки. Морилка наносится, выдерживается 2 минуты, затем вытирается по направлению волокон. Она проникает в углубления, оставаясь там после сушки, а выпуклости получают лёгкий оттенок.

Для изделий, контактирующих с кожей, не используют составы с металлическими окислами или растворителями. В таких случаях берут воск с добавками природного пигмента и масла. Температура нанесения — от +18 до +22 °C, влажность в помещении — не выше 65%.

Окрашивание тёплыми оттенками производится в два этапа: первый слой — глубокая морилка, второй — пигментированный воск. Интервал между слоями — не менее суток. Общая толщина покрытия после полировки — не более 150 мкм.

Объёмы работы с древесиной, предназначенной под состаривание, рассчитываются с учётом потерь до 10% на неудачные элементы. При брашировании и обжиге велика вероятность появления трещин и выкрашивания, особенно при избыточной скорости или перегреве.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
43 + ? = 48
Введите капчу*

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта и персонализации. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на сбор и обработку cookie-файлов в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.